Название
Индекс запрещенных книг

Статья


Индекс запрещенных книг (лат. Index Librorum Prohibitorum или Index Expurgatorius) - разработанный и опубликованный Римско-католической церковью перечень книг и других публикаций, которые верующим запрещалось читать и распространять под угрозой отлучения от церкви. В этот список включались публикации, считавшиеся несовместимыми с католической доктриной, среди них были также научные и философские труды, в том числе Галилея, Канта, Кеплера, Коперника, Монтескье и Вольтера. Последнее издание Индекса, опубликованное в 1948 году, содержало 4126 произведений.

Как он появился?

П
осле изобретения Иоганном Гутенбергом в 1440-х годах европейского способа книгопечатания  стали появляться все новые и новые переводы Библии и протестантских трактатов. Совет Франкфурта, по наущению архиепископа Майнца, в 1486 году организовал первое ведомство для контроля публикаций. Несколько десятилетий спустя, в 1543 году, кардинал Караффа запретил публикацию книг без разрешения инквизиции.


Римско-католическая церковь уже с момента ее правового признания Римской империей в четвертом веке сама или через благоприятствующие светские власти налагала запреты на хранение и чтение различных произведений, признанных еретическими. Император Константин под страхом смертной казни потребовал от подданных избавиться от всех трудов, написанных Арием и его последователями. Валентиниан III в 435 году приказал сжечь все книги известного церковного деятеля Нестория, а другим декретом объявил самое суровое наказание для тех, кто не сдаст манихейские тексты.

Истоки средневекового Индекса запрещенных книг – во временах, когда вальденсы перевели Библию на прованский язык. В целях борьбы с этим движением и ересью альбигойцев провинциальный синод в Тулузе в 1229 году запретил мирянам в Тулузской епархии иметь какую-либо часть Писания. С наступлением эпохи Возрождения и периода церковной реформации Римско-католическая церковь оказалась под огнем критики со стороны авторов, чьи работы стали массово распространяться после изобретения книгопечатания в середине пятнадцатого века. Чтобы остановить «массовое наводнение грязными книгами» (так даже в 1951 году выразился один итальянский иезуит), церковь создала список запрещенных изданий, который был обязателен для всех католиков. Одной из функций созданной в 1542 году инквизиции было предотвращение распространения сочинений, подрывающих учение Церкви. Когда в 1555 году генеральный инквизитор Джованни Пьетро Караффа стал Папой Римским Павлом IV, он приказал составить список работ, которые нельзя распространять и читать. Таким образом, в 1559 году впервые был создан общий Индекс запрещенных книг, в котором были перечислены названия произведений и имена авторов, «распространяющих науки, противоречащие учению Церкви».

В соответствии с буллой Павла IV от 5 января 1559 года отменены все разрешения на чтение запрещенных работ. Исповедникам вменялось в обязанность выяснять, кто их читает и распространяет – прежде всего имелись в виду лютеранские публикации. От запрета никто не был освобожден, под страхом отлучения от церкви запрет распространялся и на церковных чиновников, епископов, архиепископов, кардиналов, дворян и императоров.

Святой Престол выпустил в общей сложности 16 официальных изданий Индекса запрещенных книг:

1559 (во время понтификата Павла IV)
1564 (во время понтификата Пия IV)
1596 (во время понтификата Климента VIII)
1664 (во время понтификата Александра VII)
1681 (во время понтификата Иннокентия XI)
1711 (во время понтификата Климента XI)
1758 (во время понтификата Бенедикта XIV)
1786 (во время понтификата Пия VI)
1819 (во время понтификата Пия VII)
1835 (во время понтификата Григория XVI)
1877 (во время понтификата Пия IX)
1881 (во время понтификата Льва XIII)
1900 (во время понтификата Льва XIII)
1929 (во время понтификата Пия XI)
1938 (во время понтификата Пия XI)
1948 (во время понтификата Пия XII)

Отмена индекса и текущая позиция Церкви

В
уведомлении от 14 июня 1966 года Конгрегация доктрины веры заявила, что Индекс уже не имеет дисциплинарного значения, но сохраняет свою моральную ценность в качестве предупреждения против произведений, вредных для веры и морали. С тех пор следование запретам Индекса – это вопрос совести верующих. Кодекс канонического права 1983 года рекомендует епископам следить за тем, чтобы воздействие средств массовой информации и письменное слово не наносили ущерба вере и нравственности верующих. В случае конкретной угрозы епископам следует предпринимать информационные меры. Отрицательные рекомендации некоторым произведениям могут давать национальные епископские конференции или отдельные епископы. Примером может служить позиция польского епископата по отношению к ставшему культовым роману Дэна Брауна «Код да Винчи».


Эти мероприятия Кодекс канонического права регулирует так: «Чтобы сохранить целостность веры и нравственности, пастыри Церкви имеют право и обязаны обеспечить, чтобы вера и нравственность верующих не пострадали от письменного слова или использования средств социальной коммуникации»… В исключительных случаях Конгрегация доктрины веры обнародует решение, что публикация является несовместимой с учением Церкви.

Авторы, попавшие в Индекс запрещенных книг

П
о крайней мере, одна из публикаций этих авторов в разное время включалась в Индекс:

Данте Алигьери, Габриэле Д'Аннунцио, Фрэнсис Бэкон, Оноре де Бальзак, Симона де Бовуар, Джордж Беркли, Джованни Боккаччо, Джордано Бруно, Джакомо Казанова, Даниэль Дефо, Рене Декарт, Дени Дидро, Александр Дюма (отец), Александр Дюма (сын), Эразм Роттердамский, Гюстав Флобер, Анатоль Франс, Галилей, Эдвард Гиббон, Андре Жид, Томас Гоббс, Виктор Гюго, Иммануил Кант, Иоганн Кеплер, Николай Коперник, Джон Локк, Мартин Лютер, Никколо Макиавелли, Морис Метерлинк, Карл Маркс, Адам Мицкевич, Джон Мильтон, Мишель де Монтень, Монтескье, Овидий, Блез Паскаль, Франсуа Рабле, Жан-Жак Руссо, Маркиз де Сад, Жорж Санд, Жан-Поль Сартр, Бенедикт Спиноза, Стендаль, Джонатан Свифт, Франсуа Вольтер, Эмиль Золя, Бенджамин Франклин.

Среди произведений и работ, попавших в Индекс, роман Стендаля «Красное и черное», основной труд Николая Коперника «О вращении небесных сфер», «Декамерон» Боккаччо, философский труд Иммануила Канта «Критика чистого разума», Манифест Коммунистической партии.

Не так страшен…

П
о мнению британского историка Генри Кеймена, реальное влияние Индекса было ограничено, так как инквизиция была не в состоянии отследить следование всем запретам, и многие запрещенные труды фактически были свободно доступны в католических странах. Осуждение Галилея римской инквизицией в 1633 году и расширение цензуры гелиоцентрической литературы имело последствия, но все-таки не остановило научную деятельность в Италии. Кеймен также считает, что, хотя Индекс и инквизиция накладывали определенные формальные ограничения на научный и литературный мир в католических странах, фактическое их воздействие было относительно невелико.


       Дмитрий Вольский,
               апрель 2015 г.


Реквизиты
Опубликовано Понедельник 11 марта 2019 - 22:59:55 Опубликовал admin



Литературное кафе