Название
Светлана Викарий

Статья

     
Светлана Викарий

     Хранительница


Писать деревенские рассказы горожанка Светлана Викарий начала очень рано, их заметил поэт Владимир Гундарев, тот, что написал слова знаменитой песни «Деревенька моя, деревянная, дальняя». Он и пригласил ее на совещание молодых писателей Казахстана. Потом были публикации в журналах «Простор», «Нива», «Сибирские огни», потом Литературный институт, где мы и познакомились.

Стартовала она прекрасно, но вдруг все остановилось. Она вышла замуж за египтянина, в будущем ректора Института Кинематографии Арабских стран. Это и послужило причиной отказов изданий, которые поначалу встретили ее с большим интересом.

В Алма-Ате книгу «Золотой шар» закрыли, и всесильный Олжас Сулейменов не смог ей помочь. А там были статьи о М. Ауэзове, А. Кекельбаеве, С.Муканове, особо любимом ею Оралхане Бокееве. В «стол» ушли романы «Египетские дни и ночи», «Возращение черной луны». Зато в жизни ей везло. Она объездила весь арабский Восток, изучала арабский язык, дружила с Нагибом Махфузом – египетским Достоевским. Она одна из первых в те времена, увидела мир за кулисами Советского Союза. На ее глазах расстреляли президента Египта Анвара Садата, во время знаменитой церемонии в октябре, застала она и кусочек войны в Ливане, когда засевшие на высотах гостиницы «Семирамиды» снайперы стреляли по ногам, спускающихся по лестницам людей. Чудом осталась жива.

Культура Востока, его многомудрый опыт по своему переплавились в творчестве этой некогда невероятно любопытной к жизни, смелой девушки.

Когда пришла перестройка, она вернулась домой, в Северо-Казахстанский Петропавловск. В Калининграде оказалась в 1996 году, второй волной русских иммигрантов. Работала в СМИ, в театре, редактировала свои частные издания. И продолжала писать: критику, пьесы, рассказы, романы.

Я всегда с нетерпением ожидаю новых работ Светланы. И все же, в первую очередь, она прозаик. Ее проза построена в лучших традициях русской литературы, в ней есть все – и трагическое и смешное. На тусклом фоне быта вы увидите отражение померкнувшей души, почувствуете ее тоску по чудесам и неистребимое человеческое желание слиться с уже мало узнаваемой природой. А также детали, которые расцвечивают прозу – все это настолько ярко и самобытно, что могло быть частью раздарено другим произведениям. Светлана еще в институте, на семинаре профессора М.П. Лобанова, отличалась необычайным внимание к деталям, а это, поверьте, не каждому дано.

Ее русский язык богат и красочен, она рисует свои пейзажи и картинки двумя-тремя мазками, используя минимум изобразительных средств. И все это точно, метко, смешно и горько! И эта настоящая проза, отражающая действительность изменившегося для многих до неузнаваемости мира. Жизнь – нелепая и смешная, одновременно страшная предстоит перед читателем. Но как бы то ни было, жесткое повествование выливается в катарсис.

Сама она называет себя хранительницей традиций русской литературы. Писать женские любовные романы категорически отказывается. «У каждого своя миссия, популярность и деньги – Донцовой, говорит она, а мне – мое, выстраданное, женское, вечное.

Сегодня мы находимся на некоем радикальном сломе литературной ситуации в России. Именно женщины «рожают» русскую культурную парадигму, черты которой – здоровье, защита жизни, восстановление доверия, внимание к теплым мелочам и деталям жизни. Всеми этими качествами, на мой взгляд, обладает проза Светланы. И в частности, последняя повесть «Вот моя деревня». На сегодня она самая одиозная фигура Интернета. Ее веселое повествование уже два года читают миллионы пользователей сети. Я бы сказал, наконец, русскому читателю дан мощнейший импульс посмотреть на себя со стороны. Жанр деревенской прозы в русской литературе смертельно болен, Светлана едва ли не единственный в России писатель, который способен к исцелению этого нравственно-духовного направления.

Ее проза шокирует острой откровенностью, эманацией чувственности, уходящей корнями в нечто первозданное, но при этом трогает мистическим, всепрощающим или одаривает чем-то чарующим и по-матерински нежным, спасительным… И тогда, да, женщина права. И это не я сказал. Классик.

        Алексей Пройдаков,
      член Союза писателей
        Казахстана и России

Рассказы Светланы Викарий

От каждой курицы… нисучки!


Реквизиты
Опубликовано Среда 30 декабря 2015 - 00:25:02 Опубликовал admin



Литературное кафе