Название
Светлана Викарий
Статья
Хранительница Писать деревенские рассказы горожанка Светлана Викарий начала очень рано, их заметил поэт Владимир Гундарев, тот, что написал слова знаменитой песни «Деревенька моя, деревянная, дальняя». Он и пригласил ее на совещание молодых писателей Казахстана. Потом были публикации в журналах «Простор», «Нива», «Сибирские огни», потом Литературный институт, где мы и познакомились.
Стартовала она прекрасно, но вдруг все остановилось. Она вышла замуж за египтянина, в будущем ректора Института Кинематографии Арабских стран. Это и послужило причиной отказов изданий, которые поначалу встретили ее с большим интересом.
В Алма-Ате книгу «Золотой шар» закрыли, и всесильный Олжас Сулейменов не смог ей помочь. А там были статьи о М. Ауэзове, А. Кекельбаеве, С.Муканове, особо любимом ею Оралхане Бокееве. В «стол» ушли романы «Египетские дни и ночи», «Возращение черной луны». Зато в жизни ей везло. Она объездила весь арабский Восток, изучала арабский язык, дружила с Нагибом Махфузом – египетским Достоевским. Она одна из первых в те времена, увидела мир за кулисами Советского Союза. На ее глазах расстреляли президента Египта Анвара Садата, во время знаменитой церемонии в октябре, застала она и кусочек войны в Ливане, когда засевшие на высотах гостиницы «Семирамиды» снайперы стреляли по ногам, спускающихся по лестницам людей. Чудом осталась жива. Культура Востока, его многомудрый опыт по своему переплавились в творчестве этой некогда невероятно любопытной к жизни, смелой девушки. Когда пришла перестройка, она вернулась домой, в Северо-Казахстанский Петропавловск. В Калининграде оказалась в 1996 году, второй волной русских иммигрантов. Работала в СМИ, в театре, редактировала свои частные издания. И продолжала писать: критику, пьесы, рассказы, романы. Я всегда с нетерпением ожидаю новых работ Светланы. И все же, в первую очередь, она прозаик. Ее проза построена в лучших традициях русской литературы, в ней есть все – и трагическое и смешное. На тусклом фоне быта вы увидите отражение померкнувшей души, почувствуете ее тоску по чудесам и неистребимое человеческое желание слиться с уже мало узнаваемой природой. А также детали, которые расцвечивают прозу – все это настолько ярко и самобытно, что могло быть частью раздарено другим произведениям. Светлана еще в институте, на семинаре профессора М.П. Лобанова, отличалась необычайным внимание к деталям, а это, поверьте, не каждому дано. Ее русский язык богат и красочен, она рисует свои пейзажи и картинки двумя-тремя мазками, используя минимум изобразительных средств. И все это точно, метко, смешно и горько! И эта настоящая проза, отражающая действительность изменившегося для многих до неузнаваемости мира. Жизнь – нелепая и смешная, одновременно страшная предстоит перед читателем. Но как бы то ни было, жесткое повествование выливается в катарсис. Сама она называет себя хранительницей традиций русской литературы. Писать женские любовные романы категорически отказывается. «У каждого своя миссия, популярность и деньги – Донцовой, говорит она, а мне – мое, выстраданное, женское, вечное. Сегодня мы находимся на некоем радикальном сломе литературной ситуации в России. Именно женщины «рожают» русскую культурную парадигму, черты которой – здоровье, защита жизни, восстановление доверия, внимание к теплым мелочам и деталям жизни. Всеми этими качествами, на мой взгляд, обладает проза Светланы. И в частности, последняя повесть «Вот моя деревня». На сегодня она самая одиозная фигура Интернета. Ее веселое повествование уже два года читают миллионы пользователей сети. Я бы сказал, наконец, русскому читателю дан мощнейший импульс посмотреть на себя со стороны. Жанр деревенской прозы в русской литературе смертельно болен, Светлана едва ли не единственный в России писатель, который способен к исцелению этого нравственно-духовного направления. Ее проза шокирует острой откровенностью, эманацией чувственности, уходящей корнями в нечто первозданное, но при этом трогает мистическим, всепрощающим или одаривает чем-то чарующим и по-матерински нежным, спасительным… И тогда, да, женщина права. И это не я сказал. Классик. Алексей Пройдаков,
член Союза писателей
Казахстана и России
Рассказы Светланы Викарий
От каждой курицы… нисучки!
Реквизиты
Опубликовано Среда 30 декабря 2015 - 00:25:02 Опубликовал admin
Литературное кафе